успешных поступлений
университетов и бизнес-школ мира
странах работают после учебы наши выпускники
Автор: Яна Драпкина
Вы покупаете в зарубежном вузе образование, которое зарубежный университет вам продает. Высшее образование за рубежом - большой бизнес.
Иностранный студент - Заказчик,
Зарубежный вуз - Исполнитель,
Образование - Продукт.
Иностранный студент - очень удобный Заказчик, потому что он:
НЕ ИМЕЕТ ТЗ: четкой спецификации того, что хочет приобрести,
НЕ ПРОВЕРЯЕТ КАЧЕСТВО: поскольку без спецификации, качество проверить очень сложно,
НЕ ИЗМЕРЯЕТ РЕЗУЛЬТАТ: поскольку чаще всего принимает вводную о том, что результатом образования является Диплом, а не определенная карьера или конкретное трудоустройство с определенным доходом.
При этом Исполнитель знает, что Заказчику очень важно получить его Продукт.
Что к получению его Продукта Заказчик будете относиться, как к одному из своих наивысших достижений, и поэтому ое готовы платить за Продукт тысячи или десятки тысяч долларов в год, в зависимости от своего дохода.
Как вам такой бизнес? Кто хотел бы быть Исполнителем в такой бизнес-модели?
Исполнитель продает Заказчику продукт, который заказывает Заказчик. Иностранные студенты, Заказчики образования западных университетов, определяют, какие программы эти университеты предлагают.
Внимание: не работодатели стран Запада определяют, чему учат университеты, а иностранные студенты - Заказчики университетского бизнеса.
Именно поэтому ⅔ иностранных студентов в университетах UK и US получают образование в профессиях, предложение специалистов в которых превышает спрос.
Конечно, эта модель не такая черно-белая, как я ее описываю здесь, чтобы донести суть. Например, если иностранный студент поступает на бюджет, Правительство страны, субсидирующее это образование, в теории, спрашивает с университета на сколько эффективно он расходует правительственные деньги.
А, например, в США, где иностранцы платят за учебу столько же, сколько местные, политики влияют на вузы, поскольку студенты и их семьи - их электорат.
Также, рейтинги вузов, особенно дающие бОльшой вес критериям, связанным с трудоустройством выпускников, направляют вузы и бизнес-школы в сторону работодателя.
Но это не исправляет общую картину образования, получаемого на Западе иностранцами, поскольку их интересы не защищает практически никто.
И поэтому, спрос определяющий предложение, создаёт модель, в которой вузы продают студентам-иностранцам то, что они покупают, а не то, что хочет работодатель.
Как скорректировать эту модель, чтобы стать Заказчиком зарубежного образования, приобретающим высококлассный Продукт?
ТЗ:
Составьте подробную спецификацию того, какое образование вам нужно. Для этого определите, какие знания и навыки вам потребуются, чтобы получить работу на Западе по специальности, которую вы получаете с этим образованием. Этот перечень станет вашей Спецификацией Исполнителю.
КАЧЕСТВО:
Выясните, какой % выпускников рассматриваемого вами вуза и профессии, работает в компаниях - лидерах своей отрасли, в той той же специальности, которую вы планируете получать.
РЕЗУЛЬТАТ:
Выясните, какой % иностранных выпускников, право на пребывание в стране которых истекает с окончанием их визы выпускника, остается в стране учебы для работы в получаемой вам специальности.
Чтобы осознанно выбрать страну и вуз для учебы забирайте гид “Как избежать ошибок при поступлении в зарубежные вузы”.