успешных поступлений
университетов и бизнес-школ мира
странах работают после учебы наши выпускники
Британцы гордятся своей системой образования, утверждая, что она послужила образцом для многих стран мира. И даже краткий взгляд на историю ее становления убеждает: повод для гордости, действительно, существует. Ведь то, каким стало образование в Великобритании в наши дни, – результат труда многих поколений. Быть обладателем титула «университет» для учебного заведения всегда означало высокую честь и большую ответственность. Менялась политическая и экономическая ситуация, научная картина мира и вес в ней различных дисциплин, методики обучения и необходимый круг знаний образованного человека. Неизменным оставалось высочайшее качество обучения, и его важнейшая задача – открыть человеку новые горизонты и направить в реализации его творческого потенциала. Сегодня Великобритания предлагает почти безграничный выбор университетских программ, что позволяет каждому студенту найти предметы и методики, которые будет наиболее интересны, эффективны и удобны именно для него. Как оказались возможны такая мощь и разнообразие? История становления высших учебных заведений любой страны показывает отношение в ней к образованию. Попробуем разобраться.
Наверное, во всем мире не найдется человека, готовящегося получать высшее образование и не слышавшего о двух старейших британских университетах, – Оксфорде и Кембридже. «Старейший» и «первый» в Великобритании – пожалуй, наиболее часто употребляемые в связи с ними слова. Это касается всего – первых лекций и занятий, университетских типографий, музеев и библиотек. К последним, правда, еще прибавляют слово «крупнейшие».
Оксфорд был основан около 1170 г., хотя историки утверждают, что занятия в нем начались гораздо раньше. Кембридж - в 1210 г. В средневековье необходимый минимум знаний образованного человека помимо латыни, философии и теологии, составляли семь наук («семь свободных искусств»): риторика, логика, грамматика, арифметика, геометрия, астрономия, музыка. Студенты выходили из этих университетов готовыми к высоким церковным и светским должностям, ведению теологических диспутов, законоведческой службе. Уже в XIII-XIV веках появились первые стипендии.
Удивительный факт - старейшие университеты оставались единственными в Англии на протяжении более чем шестисот лет. Именно они заложили прочный фундамент и многие традиции британского высшего образования. Оба этих учебных заведения обладают сходной системой управления, организации учебного процесса и инфраструктурой, но главное, что их объединяет - нечто нематериальное, хранимый ими дух образованности и высокие стандарты качества университетского обучения. Их общность подчеркивает довольно часто используемое в настоящее время слово, образованное путем слияния частей имен старейших университетов, - Оксбридж (Oxbrige = Oxford + Cambrige).
В Великобритании в силу исторических причин и традиций параллельно существуют две сопоставимые по качеству, объему и присваиваемым степеням системы высшего образования: одна функционирует в Англии и, с небольшими изменениями, в Уэльсе и Северной Ирландии, несколько иная – в Шотландии. Поэтому о шотландских университетах нужно говорить отдельно. В рамках этой статьи упомянем лишь названия первых университетов Шотландии по старшинству: (University of) St. Andrews, Glasgow, Aberdeen, Edinburgh.
В XVIII - XIX веках происходили два очень важных процесса – превращение Великобритании в ведущую колониальную державу и нараставшая по всему миру промышленная революция. Основные производства были сосредоточены в северных областях страны, и там же расположено большинство гражданских университетов. Они выросли из медицинских и инженерных колледжей, которые, получив новый статус, стали называться: (University of) Birmingham, Liverpool, Leeds, Sheffield, Bristol, Manchester, Wales и Imperial College of London.
Эти учебные заведения, в соответствии с потребностями новых времен, готовили гражданских специалистов – административных работников, госcлужащих, юристов, ученых, химиков и инженеров. Их особенности - это централизованная система управления, преподавание естественных и точных наук и технических дисциплин, высокая степень специализации и ориентированность на практику, позволяющая приобрести глубокие профессиональные знания и навыки. В настоящее время все эти университеты обладают отличной материальной базой, высоким интеллектуальным потенциалом и проводят многочисленные научные исследования.
После II Мировой войны, исходя из запросов растущего населения, высшее образование становится приоритетом внутренней политики Великобритании. На протяжении второй половины XX века проводились важные реформы: среднее образование в государственных школах стало бесплатным, а высшее - доступным широким слоям населения. Это касалось и этнических меньшинств, и детей из неблагополучных семей, и семей с небольшим достатком.
В послевоенное десятилетие прошла вторая волна открытия гражданских университетов. Тогда учебным заведениям, уже имевшим солидную историю, был присвоен новый статус. В их числе: (University of) Nottingham, Southampton, Hull, Exeter, Leicester.
В 1957 году на орбиту был запущен первый советский спутник, что заставило западные страны еще раз пересмотреть те цели и задачи, которые должна решать система образования. Спустя шесть лет, в 1963 году, в Великобритании был опубликован доклад Комитета по Высшему образованию под председательством лорда Роббинса, один из выводов которого заключался в необходимости как можно скорее увеличить количество учебных заведений, обучающих техническим специальностям и общественным наукам.
В 60-е – 70-е годы ряд университетов начал свою работу «с нуля». Помимо научных и технических специальностей, в них началось преподавание дисциплин, связанных с изучением человека и общества: психологии, социологии, политологии, лингвистики. К новым университетам относят: (University of) Sussex, York, Essex, Lancaster, Kent, Warwick, Stirling и UEA. Кроме того, новый статус и названия получили медицинские, торговые, инженерные колледжи, основанные начиная со второй половины XIX века: (University of) Aston, Bath, Bradford, Brunel, Loughborough, Salford, Strathclyde. Эти университеты являются более компактными по размеру по сравнению с традиционными. Хотя все остальное вполне сопоставимо: они точно также обладают международной известностью, ведут активную исследовательскую деятельность, уделяют пристальное внимание обеспечению высочайшего уровня преподавания и предлагают самые актуальные учебные программы.
В XX веке потребность в специалистах-практиках и новых технологиях росла стремительными темпами. И для удовлетворения этих запросов путем слияния уже существовавших колледжей были сформированы еще 30 политехнических институтов. Они предлагали программы, аналогичные университетским, хотя и не обладали правом присвоения дипломов о высшем образовании. Для контроля качества их работы и присуждения степеней была создана специальная организация - CNAA (Council for National Academic Awards). А в 1992 году вышел закон, позволявший им стать полноправными университетами, благодаря чему общее количество британских университетов возросло почти вдвое.
К другим важным инициативам в XX веке можно отнести:
- Развитие дистанционного образования, предлагаемого Open University;
- Появление колледжей высшего образования и профессиональных институтов, которые могут присваивать дипломы о высшем образовании;
- Рост количества учебных заведений с частным финансированием.
Новейшие университеты XXI века. С 2001 по 2008 годы в Великобритании началась еще одна волна заявок от учебных заведений, претендующих на статус университета. По результатам рассмотрения заявок был создан еще 31 университет. Многие из них предлагают уникальные программы и оборудование и оснащены по последнему слову техники. Они устремлены в будущее, но и их корни уходят в отдаленное прошлое. Как мы видели, в Британии редко когда бывает по-другому.
Сегодня разработаны эффективные инструменты управления, усилившие государственный контроль над деятельностью университетов, содержанием и качеством предлагаемого образования. Это и политика финансирования, предполагающая регулярно публикуемую оценку их исследовательской активности RAE, и ежегодный Национальный опрос студентов (National Students’ Survey), дающий возможность каждому выпускнику выставить свои оценки изученным программам и предложившим их учебным заведениям. Итоги Национального опроса, а также подробная информация о результатах, достигнутых студентами за время обучения, и о работе, которую они получили в последующие шесть месяцев, находятся в открытом доступе на интернет - ресурсе UNISTATS. Был предпринят и ряд других мер, делающих всю систему образования максимально прозрачной для общества. Прибавьте к этому значительные требования к студенческой мотивации, радушный прием для студентов со всего мира и глобальные цели образования, сформулированные так: «воспитание достойных граждан, формирование интеллектуального и культурного наследия»* - и вы получите первое представление о том, что такое образование в Великобритании.
Подготовлено по материалам Association of University Administrators (AUA), Великобритания.
* - Доктор Тони Рич, Учёный секретарь University of Essex, доклад на семинаре “Introduction to Higher Education”, AUA, январь 2009.