успешных поступлений
университетов и бизнес-школ мира
странах работают после учебы наши выпускники
В Великобритании первые докторские степени (DSc и DLitt) были введены в университетах Лондона, Эдинбурга и Кембриджа в 1870-х годах, а степень Доктора философии (PhD) была впервые введена в 1917 г. в Оксфордском университете.
В настоящее время в Великобритании существует более 5000 различных программ PhD.
Аспирантские программы в Великобритании отличаются широким разнообразием и могут быть получены через:
Являясь первой ступенью послевузовского образования, аспирантура в Европе, фактически, эквивалента российским программам аспирантуры; для поступления необходимо наличие диплома магистра. Однако, по уровню требований и качеству исследовательской работы, аспирантура в Великобритании тяготеет к российской докторантуре. Эта особенность позволяется российским студентам получить высокую исследовательскую научную степень, признаваемую во всем мире, проучившись на одной (а не на двух, как в России) послевузовских программах.
Предлагаемые британскими вузами программы уровня PhD, в зависимости от своего типа, дают возможность:
Цель данных программ – проведение фундаментальных исследований в выбранной области, представление оригинальных и имеющих научную ценность выводов, написание и защита диссертации. В научных и технических предметах работа над диссертацией зачастую становится частью большого исследования, проводимого университетом. Это позволяет студенту стать частью действующей исследовательской группы и получить ценный для последующей карьеры и личного роста опыт и глубокое знание предмета. Исследовательские программы могут включать небольшие преподаваемые модули, посвященные статистике, специальным программам и оборудованию для ПК, отбору и использованию исследовательских методов, написанию научных работ и представлению данных.
Исследовательские программы также направлены на развитие необходимых для исследовательской работы навыков: ведение проектов, планирование, самоорганизации и других необходимых в выбранной предметной области навыков.
Значительно внимание в процессе обучения уделяется интеграции студентов в научное сообщество, усвоение способов его функционирования и обмена информацией – т.е. «профессиональная» подготовка ученого: участие в семинарах, конференциях, публикации.
Успешное завершение учебных модулей PhD-программы может быть обязательным требованием для получения степени, однако учебные модули не имеют существенного веса в итоговой оценке работы. Все решает диссертация и ее успешная защита, а также сдача устного экзамена по специальности.
Исследовательские программы ведут к получению степени Доктора философии (Doctor of Philosophy – PhD, DPhil).
К учебно-исследовательским программам докторского уровня в британских вузах относятся в первую очередь New Route PhD – интегрированные программы послевузовской подготовки, сочетающие исследовательскую деятельность с программой профессиональной подготовки.
Успешные выпускники таких программ – это независимые исследователи, оснащенные профессиональными, личными и переносимыми (transferable) навыками, способные внести значительный вклад в развитие выбранной области.
Плюсами программ New Route PhD являются:
Реализация собственного исследовательского проекта проходит в тесном взаимодействии с научным руководителем. Учебный модуль включает курсы по специальности, курсы, направленные на выработку учебных и исследовательских компетенций, а также междисциплинарные курсы, направленные на развитие профессиональных навыков.
The New Route PhD также позволяют студенту:
New Route PhD относятся как так называемым интегрированным докторским программам (Integrated PhD). Идея заключается в том, что изначально студенты поступает на магистерскую программу учебно-исследовательского типа (например, MRes или MPhil), и при условии успешного завершения первого года обучения (или двух лет) принимает решение о продолжении обучения и переводится на программу PhD. Такая форма позволяет сократить срок обучения на докторской программе.
The New Route PhD: примерно 30-40% учебного времени уделяется дисциплинам, непосредственно касающимся предмета исследования, предметам из смежных областей, навыкам преподавания, адаптации технологий из других областей деятельности, развитию переносимых навыков. Остальное время посвящено привитию исследовательских навыков, работе над поставленной конкретной исследовательской задачей и выработке профессиональных навыков.
Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, по результатам практики и прохождение экзаменов. В итоговой оценке диссертация обычно имеет несколько больший вес, чем учебные модули.
В настоящее время программы New Route PhD существуют в 34 британских вузах и по широкому спектру направлений, таких как лингвистика, биология, информатика, социальные навыки, экономика, политическая наука, образование, инженерные науки, гуманитарные науки, математика, физика, агрикультура, медицина, право и др.
Типичными присваиваемыми степенями являются PhD (Integrated PhD) или NRPhD (New Route PhD).
Профессионально-ориентированные докторские программы являются разновидностью учебно-исследовательских программ, однако они ориентированы не столько на развитие навыков исследовательской работы и проведения самостоятельного исследования, сколько на профессиональное обучение и развитие студента, связанное с конкретной профессией.
Профессионально-ориентированные докторские программы также могут функционировать по типу интегрированных программ и позволять получать промежуточные магистерские степени в случае успешного окончания первого этапа обучения.
Учебные модули включают теоретические курсы, современные подходы к методологии исследований и профессиональную практику. Основной акцент в исследовательской работе делается на прикладные исследования, вносящие вклад в развитие выбранной студентом профессиональной области.
Промежуточные оценки выставляются за учебные модули, прохождение экзаменов и по результатам практики.
Профессионально-ориентированные докторские программы как правило ведут к получению докторских степеней в определенных науках, например, DEd, DEng, DBA, DClinPsych и др.
Основное отличие программы Доктора образования (DEd) от Доктора философии в образовании (PhD in Education) заключается в том, что первая программа позволяет охватить более широкий круг предметов, связанных с образованием, и сфокусироваться на одной исследовательской проблеме только в конце обучения.
Степень Доктора делового администрирования (Doctor of Business Administration, DBA) также является исследовательской степенью. Такие программы направлены на развитие теории и практики делового администрирования и менеджмента.
Этот тип относится к чисто исследовательским программам.
Присуждение степени PhD как результат выдающейся практической деятельности (PhD by Practice) распространено в сфере изобразительного и художественного искусства. Диссертация может представлять собой анализ креативного процесса или творческий проект. В результате присуждаются такие степени как PhD, Doctor of Music (DMus), Doctor of Musical Arts (AMusD) и др.
Присуждение степени PhD на основании выдающейся публикации (PhD by Publication) практикуется членами профессорско-преподавательского состава. Диссертация представляет собой опубликованную работу, а также критический отзыв о работе объемом 5000-10000 слов. Степень PhD по результатам диссертации, а также ее успешной устной защиты.
Срок обучения | Исследоват. программы | New Route PhD | Проф. - ориентированные программы |
---|---|---|---|
Очное обучение (Full-time) | 3-4 года | 3-4 года | 3-4 года |
Вечернее, очно-заочное или в выходные дни (Part-time) | 5-7 лет | 5-7 лет | 5-7 лет |
Степень | Входные требования | Длительность | Тип программы | Формы итогового контроля |
---|---|---|---|---|
Доктор философии (PhD, DPhil) | Диплом об окончании магистратуры. Возможен прямой перевод с магистерской программы | 3-4 года full time, 5-7 лет – part-time | Исследоват. программы | Написание итоговой диссертационной работы + устный экзамен (устная защита) |
New Route PhD | Диплом об окончании магистратуры. Возможен прямой перевод с магистерской программы | 3-4 года full time, 5-6 лет – part-time | Исследоват. и учебные модули | Промежут. контроль, прохождение экзаменов, написание диссертации |
Professional Doctorates (DEng, DEd, DBA, DClinPsych) | Диплом об окончании магистратуры. Профессиональный опыт в соотв. сфере | 3-4 года full time, 5-7 лет – part-time | Исследоват. и учебные модули | Промежут. контроль, прохождение экзаменов, написание диссертации |
PhD by Practice (PhD, DMus, AMusD), PhD by Publication) | Присуждение степени PhD как результат выдающейся профессиональной деятельности | Исследоват. программы | Подготовка диссертационного проекта и его защита |
Ключевым элементом успешного завершения докторской программы является подготовка и защита исследовательского проекта – диссертации (Doctoral thesis). Диссертация представляет собой результаты самостоятельной исследовательского работы аспиранта в тесном сотрудничестве с научным руководителем.
Программы и факультеты устанавливают свои требования по объему диссертационного проекта, который в области социальных и гуманитарных наук, как правило, составляет 80,000-100,000 слов, а в сфере точных наук – 40,000-50,000 слов.
Примерная структура диссертационной работы выглядит так:
В Великобритании защита диссертации называется viva voce, т.е. устный экзамен (от латинского «живым голосом»). На защите присутствуют два или более экзаменаторов и кандидат. Один из экзаменаторов является представителем университета, в котором обучается кандидат (но не является его научным руководителем), остальные экзаменаторы – внешние, представляющие другие университеты. Присутствие основного научного руководителя на защите не обязательно, и он не имеет права задавать вопросы во время экзамена.
В большинстве вузов такие защиты проходят за закрытыми дверями, однако некоторые университеты, например, Оксфорд, разрешают присутствие членов университета на защитах докторских диссертаций на соискание степени DPhil.
Британские вузы самостоятельно устанавливают стоимость обучения для двух типов студентов: для студентов из Великобритании и стран-членов Европейского союза - “home fee” и для зарубежных студентов (из всех остальных стран) “overseas fee”. Российские абитуриенты попадают в последнюю категорию.
Quality Assurance Agency (QAA), British Council, портала Newroutephd, Park, C. “New Variant PhD: The changing nature of the doctorate in the UK”, Journal of Higher Education Policy and Management, Vol. 27, No. 2, July 2005, pp. 189–207.