успешных поступлений
университетов и бизнес-школ мира
странах работают после учебы наши выпускники
1. Здравствуй, Денис! Расскажи нам немного о себе. Как получилось, что ты учишься в Англии?
Меня зовут Денис Королёв, два года назад я закончил бакалавриат МГИМО по направлению Международная журналистика. Так как МГИМО сотрудничает с рядом зарубежных вузов, много моих друзей из числа однокурсников ездили на полугодовые стажировки за границу - в университеты Италии, Швейцарии и Франции - потом возвращались и делились впечатлениями. Я всегда слушал их буквально заворожённый и в какой-то момент понял, что моя мечта - учиться за границей. К сожалению (или счастью), на бакалавриате у меня не было такой возможности по личным причинам, но я загорелся идеей поехать за границу в рамках магистратуры и начал изучать этот вопрос ещё с третьего курса. В итоге я поступил на программу двойного диплома МГИМО совместно с университетом Рединг, которая подразумевала первый год обучения в МГИМО (на английском языке) и второй год — в Англии. Сейчас я, соответственно, заканчиваю второй год магистратуры, в Рединге.
2. Что было для тебя самым важным при выборе университета? Что привлекло в University of Reading?
Когда я планировал поступать в зарубежную магистратуру, у меня был выбор из трёх университетов, в которых мне особенно подходила программа: университет в Швейцарии, Риме и Рединге. Ключевым фактором, который повлиял на моё решение поехать в Рединг, стало наличие кампуса и проживание на территории университета. Дело в том, что я никогда не жил в студенческом общежитии, а в особенности на кампусе, и мне казалось, что я что-то упускаю и буду об этом жалеть в будущем. Мне всегда хотелось пожить вместе с другими студентами (особенно иностранцами), вместе решать какие-то хозяйственные вопросы, вместе готовиться к экзаменам и отдыхать после них: в общем, чувствовать себя частью большого сплоченного коллектива. К тому же университет Рединга располагает огромным кампусом (одним из крупнейших в Британии и Европе), который представляет из себя настоящий самодостаточный студенческий городок. На нем можно найти абсолютно всё: библиотеку, супермаркеты, спортивный зал, озеро, футбольные поля и теннисные корты, кафе, рестораны и бары. По факту, можно спокойно жить, не выходя за пределы кампуса, и ни в чем себе не отказывать! Также я до этой поездки бывал в Англии дважды, и меня всегда тянуло вернуться: видимо, уж очень сильно мне нравится футбол под фиш&чипс! Поэтому я хотел побольше пожить в этой стране, попутешествовать и проникнуться культурой и образом жизни.
3. Как проходил процесс поступления? Столкнулся ли ты с какими-либо сложностями при поступлении в университет как иностранный студент?
Мой процесс поступления длился в общей сложности больше года, так как сначала я отправлял пакет документов, ещё когда был на четвёртом курсе. Затем, начав свой первый год магистратуры в МГИМО, мне регулярно надо было поддерживать связь с университетом Рединга: напоминать о себе, заполнять различные формы, подавать документы на общежитие, вносить предоплаты и т.д. Затем, уже летом, начался самый интенсивный период: я каждый день отсылал документы и заполнял онлайн-формы, чтобы пройти отбор. Правда, в отделе по работе с иностранными студентами Редингского университета работают очень приятные и отзывчивые люди, которые регулярно напоминали мне о том, что мне необходимо сделать, но, тем не менее, этот процесс требовал определённой усидчивости и терпения. Периодически возникали технические трудности и иногда приходилось подолгу ждать ответа от британской службы поддержки, поэтому в таких ситуациях я бы советовал не откладывать подобные вещи на последний день, т.к. могут возникнуть неполадки, которые не зависят от вас, и будет обидно из-за них не пройти отбор. В этой связи могу сказать, что самая большая трудность при поступлении в любой зарубежный вуз - это отсутствие возможности в случае экстренной ситуации приехать и поговорить непосредственно с людьми, которые могут ответить на ваш срочный вопрос: при каждой неполадке приходится писать письма и ждать ответа, и это очень затрудняет коммуникацию и затягивает весь процесс. Но с какими-либо другими трудностями я не сталкивался!
4. На какой программе ты учишься? Каковы твои впечатления?
Я учусь на программе International security studies - если говорить в более общих терминах, она подпадает под наши программы факультетов международных отношений и политологии. Но на моей программе акцент делается на вопросах стабильности международных отношений, нераспространения оружия массового поражения, борьбы с терроризмом и т.д. Касательно формата обучения: здесь пары также делятся на лекции и семинары: на лекциях преподаватель больше говорит сам, чем спрашивает, а на семинарах он обычно задаёт наводящие вопросы, а затем студенты дискутируют друг с другом. Что меня удивило в большей степени, был тот факт, что профессоры разговаривают с нами, студентами, абсолютно на равных: внимательно выслушивают, вступают в аргументированный спор и даже позволяют себя перебивать. Одно из ключевых отличий от российской системы образования в плане выставления оценок: здесь нет такого понятия как "сессия": обычно в конце модуля мы сдаём эссе, которые составляют половину или даже 100% итоговой оценки за предмет; здесь нет разделения на экзамены и зачёты, и не по всем предметам обязательно сдавать экзамен в конце - а если экзамен и есть, то он обычно письменный, тоже в формате эссе (не устные с билетами, как большинство экзаменов в российских институтах на гуманитарных факультетах). Также ты сам составляешь себе расписание: ты можешь выбрать все предметы, которые будешь изучать в течение семестра, за исключением 1-2 профильных. То есть студент сам может распределить нагрузку для себя (например, я взял больше модулей в осеннем семестре и оставил меньше на весенний, так как хотел больше путешествовать во второй половине года), а также выбрать предметы, которые ему больше нравятся.
5. Какие впечатления от студенческой жизни? Чем ты занимаешься в свободное время? Удалось ли посмотреть страну/ съездить в соседние европейские страны?
Я решил поехать в магистратуру за границу, т.к. чувствовал, что недополучил что-то от своей студенческой жизни: не жил в общежитии, не работал на студенческой подработке и т.д. И уже сейчас могу сказать, что получил от этих шести месяцев практически всё, о чем только мог мечтать! Ещё в сентябре, только приехав в Рединг, я занялся поиском подработки на кампусе, т.к. хотел получить опыт работы за рубежом и просто попрактиковать свои коммуникационные навыки. В университете Рединга работает портал Campus jobs, который помогает студентам находить работу на кампусе и через который я записался на ряд собеседований. В итоге меня приняли на работу в одно из крупнейших и, наверное, самое популярное кафе на кампусе: Park Bar. У меня было множество обязанностей, но большей частью я готовил пиццу и работал за кассой. В этом кафе, как и в большинстве других ресторанов и баров на кампусе, работает принцип: студенты для студентов. То есть, большинство обслуживающего персонала - это студенты университета, которые решили заработать немного карманных денег. По прошествии этих нескольких месяцев я могу признаться, что работа на кампусе стала одним из самых ярких воспоминаний: я познакомился с огромным количеством интересных людей и нашёл единомышленников, а также прокачал свой английский. Поэтому рекомендую рассмотреть такой вариант, даже если работа не по профессии: это всегда положительный опыт!
Также в университете Рединга отлично развита
студенческая активность: функционируют десятки сообществ и клубов по интересам,
где каждый сможет найти себе что-то по душе! Лично я регулярно посещал
мероприятия клуба любителей рок-музыки (чаще всего это были совместные походы
на концерты, квизы, караоке), сообщества интернациональных студентов (тематические
вечеринки, разговорные клубы) и ряд других. Также Студенческий союз регулярно устраивал
встречи и мероприятия, приуроченные к национальным праздникам (зажжение
праздничной елки на Рождество, поход в паб на День Святого Патрика). Также мой
факультет организовывал ряд мероприятий: например, мы, в качестве части
программы одного из модулей, ездили на один день в Кардифф, столицу Уэльса, и
посещали заседание местного парламента (транспорт предоставлялся университетом).
6. Как повлиял кризис, вызванный COVID-19 на твою учебу и жизнь в Англии? Вернулся ли ты в Россию? Продолжаешь ли теперь учиться онлайн?
Кризис, связанный с COVID-19, радикально повлиял на мои планы в Рединге: я не успел попутешествовать, т.к. наметил поездки на весну и лето; а также мне пришлось вернуться в Россию, т.к. в конце марта появились слухи о случаях заражения вирусом на кампусе (Прим. ред. по состоянию на март 2020 г. официально подтвержденных случаев заражения Covid-19 на кампусе университета не было). Затем на пару недель университет перешёл на онлайн-обучение через внутренний электронный ресурс BlackBoard (на котором мы сдавали эссе и в целом работали и до кризиса). В данный момент мы находимся на условных пасхальных каникулах. Пока дальнейшая ситуация остаётся неясной, но, вероятно, сдавать экзамены тоже придётся дистанционно.
Более подробную информацию о борьбе с коронавирусом в университете Рединга и о ситуации текущих студентов читайте здесь, информация для поступающих находится здесь.
7. Спасибо
большое за интервью! Что ты посоветуешь студентам, которые сейчас задумываются
о получении высшего образования за рубежом?
Во-первых, для начала задайте себе вопрос: почему вы хотите учиться за границей? Какова ваша конечная цель? Хотите ли вы получить престижное образование топового вуза, или попутешествовать и посмотреть новые страны, или погрузиться в какую-то определённую культуру, завести знакомства за границей, получить опыт работы в зарубежных компаниях или что-то другое? Хотите ли вы после этого вернуться в свою страну или хотите заложить основу для карьеры за границей? Хотите ли вы изучать новый язык или практиковать уже изученный? Ответив на эти несложные вопросы, вы сможете сократить список вариантов и сильно облегчить себе выбор. Во-вторых, я рекомендую начать думать и прорабатывать варианты заранее - например, я ходил на дни открытых дверей двойных магистратур ещё со второго курса. Также необходимо запастись терпением и методично собирать необходимые документы к обозначенным дедлайнам. Ведь очень обидно не попасть в вуз мечты из-за какой-то одной неправильно напечатанной бумажки, не так ли? А самое главное, что я могу посоветовать: это верить в себя и свои силы и не думать, что обучение за границей - это для кого-то другого, кого-то особенного, для кого угодно, но не для тебя. Каждый может поступить в зарубежный университет мечты, надо лишь ставить цели и добиваться их!