Особенности учебы в Голландии — сравнение с Россией
2 000 +

успешных поступлений

в 500 +

университетов и бизнес-школ мира

в 30 +

странах работают после учебы наши выпускники

Особенности учебы в Голландии — сравнение с Россией
Особенности учебы в Голландии — сравнение с Россией
  • 15721

Особенности учебы в Голландии — сравнение с Россией

В университетах Голландии распространен проблемно-ориентированный подход к обучению — Assignment-based learning. Фактически учеба в голландских вузах носит характер сменяющих друг друга проектов, управление которыми и есть основная работа студента.

Такой подход к учебе достаточно необычен для студентов из России и стран СНГ, воспитанных в традиционных образовательных системах, и вызывает затруднения на начальном этапе обучения в голландских вузах. Сравнение двух подходов к учебе — голландского и российского — поможет лучше понять суть различий.

Как строятся занятия в вузах Голландии и России

Обучение в России и странах СНГ основано на классическом, традиционном подходе, в Голландии — на более современном, проблемно-ориентированном подходе, учитывающем психологию процесса получения и усвоения знаний. Свои преимущества и недостатки есть у обоих подходов. Разберемся, в чем разница между ними.

Поход к обучению в России 

Традиционное обучение, элементы которого широко распространены не только в России и СНГ, но и во многих странах Восточной Европы, делает основной акцент на аудиторной работе и построено на системе лекций и семинаров. Его плюсом является широта охвата материала, создание прочной теоретической базы, минусом именно для профессионального образования — отделение теории от практических аспектов.

В традиционном подходе к обучению студентам предлагают прослушать и запомнить в короткие сроки огромный объем теоретической информации, а недолгую практику пройти когда-то потом, ближе к концу программы. Привычные российским студентам лекции почти не предполагают обратной связи в виде вопросов и обсуждений. На семинарах возможности высказаться и задать вопросы у студентов больше, но эта форма работы почти не подразумевает сотрудничества с другими студентами, работы в группе над одним проектом. 

Поход к обучению в Голландии

В голландских вузах дело обстоит прямо противоположным образом. Для того, чтобы получить знания, навыки и диплом голландского вуза, студент должен проявлять максимальную активность: выстраивать партнерские отношения с другими студентами и преподавателем, четко формулировать свои цели и учебные задачи, вырабатывать совместно с тьютором алгоритм их решения. 

В университетах прикладных наук Голландии студенты почти не имеют дело с теорией в чистом виде. Конечно, они изучают всю необходимую теорию, но при этом в ходе обучения они приобретают ценные навыки, которые необходимы современному профессионалу, — умение формулировать цели, задачи и пути их решения, то есть вести работу над проектом, делать презентации и выступать перед аудиторией, формировать собственную точку зрения и логически ее обосновывать и т.д. 

Даже на первых курсах бакалавриата, когда идет изучение общеобразовательных дисциплин, голландским студентам почти не приходится задаваться вопросом о том, для чего нужны эти общие знания. Учебные задачи формулируются таким образом, чтобы студентам было максимально ясно, как они смогут применять полученную информацию в дальнейшем. 

Как выбрать программу в университете прикладных наук Голландии

Таким образом, плюсом голландского подхода к профессиональному обучению является непрерывная выработка навыков, развитие самостоятельности и умения работать в команде; минусом - довольно узкая специализация, меньший объем фундаментальных знаний. 

Проектная работа в вузах Голландии и России

В российских вузах студенты очень редко работают в группах и почти не ведут проекты - а ведь именно на этой базе строится получение профессиональных навыков. Во многом по этой причине в России профессиональные навыки выпускники вузов получают на первом рабочем месте, что приводит к перегрузкам и стрессовым ситуациям, снижает эффективность работы и замедляет карьерный рост. Вдобавок обучение, понимание и запоминание материала происходит намного эффективнее, если  перед студентом еще до посещения аудиторного занятия поставлены определенные задачи и выделены точки для фокуса внимания. 

Работа студентов голландских вузов носит характер сменяющих друг друга совместных проектов — исследовательских, творческих, информационных и прикладных. Каждый из этих проектов имеет четкое предназначение, цели и структуру. 

  • Знакомство с любой темой начинается с работы над информационным проектом.
  • Непосредственное изучение проблемы происходит в ходе исследовательского проекта.   
  • Поиск различных нестандартных способов решения различных задач, достижения строго определенных целей осуществляется в ходе творческого проекта.
  • Отработка конкретных профессиональных навыков и умений происходит в ходе работы над прикладными проектами.

В качестве примера приведем стандартную структуру установочного занятия, на котором происходит знакомство с темой: 

  • Проблема сформулирована (что планируется изучать).
  • Ее актуальность понятна студенту (зачем это изучать).
  • Составлен список источников. 
  • Определены способы и методы усвоения информации (как тема будет изучаться).
  • Изложены основные результаты изучения проблемы (проведена презентация результатов в группе).

Понятно, что к такому занятию студент должен подготовиться заранее. Получается, прежде чем начать новую тему в аудитории с преподавателем, студент должен проделать большую самостоятельную работу. В аудитории же преподаватель не будет читать лекцию, а лишь даст определенные установки на обсуждение, направление и рамки дискуссии, в ходе которой студенты сделают свои презентации и обменяются мнениями.    

Именно так установочное занятие становится своеобразной настройкой на активное получение и усвоение знаний на следующем этапе погружения в тему. 

Проектная работа превращает обучение в активное и в значительной степени самостоятельное формулирование учебных задач, заменяет получение готового материала поиском информации, ответов и решений под руководством преподавателя. 

Количество учебных часов и особенности расписания вузов Голландии и России

В России учебная нагрузка измеряется академическими часами, в Европе - кредитными часами ECTS, каждый из которых обозначает не менее 28 часов учебной деятельности — лекций, семинаров, экзаменов, лабораторных, самостоятельных занятий, работы в группе. Для получения диплома бакалавра студент прикладного вуза Голландии должен набрать порядка 30 кредитных часов в семестр и 240 кредитов за все время обучения.  

Количество учебных часов в типичном расписании студента университета прикладных наук выглядит совсем небольшим по сравнению с российскими вузами - порядка 20 контактных часов (contact hours) в неделю, из них аудиторных - еще меньше. В остальное время студент ведет работу в группе и самостоятельную работу по поиску и изучению материала.

Как оценивают успеваемость в вузах Голландии и России

В России проверка знаний проводится два раза в год, к экзаменационной сессии студенты основательно готовятся, в основном, запоминая очень большие объемы информации. 

В Голландии принята система непрерывной оценки. Обучение происходит блоками - в течение одного или двух месяцев студент изучает несколько предметов и сразу, без дополнительной подготовки, сдает экзамены, а затем приступает к изучению следующего блока.

Подход к обучению, принятый в Голландии, помогает студенту осознать, что именно он является главным действующим лицом, активно заинтересованным в собственном обучении и профессиональном росте. Система непрерывной оценки полезна не только преподавателям и вузу, чтобы было что поставить в диплом, а в первую очередь самому студенту - он видит свой прогресс и недоработки и сразу понимает, что нужно улучшить. 

Что важно знать будущим студентам о Голландии

Практика и стажировки в вузах Голландии и России

Один-два семестра практики на старших курсах редко позволяют отработать все полученные ранее знания. Кроме того, отношение к практике как у студентов, так и у их научных руководителей часто является довольно формальным. Это влечет проблему перевода теории в практику, с которой часто сталкиваются выпускники российских вузов на первом рабочем месте, ведь знания, которые не применяются сразу, забываются. 

В Голландии стажировка в реальной компании и дипломный проект, представляющий собой решение конкретных задач и внедрение этих решений в жизнь — обязательная и крайне важная часть образовательной программы. Такие стажировки не только интересны, но еще и очень мотивируют студентов.

Заключение

Профессионал отличается от теоретика тем, что готов сразу применить свои знания - именно таких специалистов растят голландские вузы и впоследствии принимают на работу европейские компании.  В процессе обучения в университете прикладных наук Голландии студент приобретает не только необходимые знания, но и успевает качественно отработать навыки, которые необходимы в его будущей профессии.