успешных поступлений
университетов и бизнес-школ мира
странах работают после учебы наши выпускники
Приятно отметить, что за последние два-три года количество студентов из стран бывшего Союза, приезжающих учиться в британских вузах, возросло. Выставки, где университеты представляют свои программы проходят регулярно не только в столичных городах, но и на переферии. Британские преподаватели тоже стали посещать такие выставки, предоставляя потенциальным студентам замечательную возможность получить ответы на интересующие их вопросы из первых рук.
Тем не менее, есть еще некоторые проблемы, с которыми наши студенты сталкиваются, когда приезжают учиться в Великобританию.
Одной из таких проблем является отсутствие должной подготовки по английскому языку. Да, в школах хорошо объясняют грамматику и правила письма, но в университете необходимо иметь более специализированную подготовку. Очень важно чтобы был широкий словарный запас по той специальности, по которой студенты планруеют обучаться. Также многие школы преподают американскую версию языка. Это усложняет процесс ассимилирования студентов в Великобритании, а также препятствует получению высоких оценок за письменные работы. Также очень важно практиковать навыки восприятия различных акцентов на слух. Дело в том, что в университетах Великобритании многие преподаватели тоже иностранцы, и чтобы научиться их понимать нужны практика, терпение и время. Тем не менее, если студенты стремятся повысить свои навыки и посвящают достаточно времени чтению, письму и общению с преподавательским составом и студентами, языковой барьер исчезает в течение первого года обучения. Общение вне университета с носителями языка тоже хорошо сказывается, и для этого есть множество возможностей – клубы по интересам, спортивные секции и путешествия.
Очень важно хорошо рассчитать потенциальные финансовые затраты и время, проводимое за учебой, работой и отдыхом. В моей практике были случаи, когда студенты начинали отставать в учебе из-за стрессовых ситуаций по поводу отсутствия средств или недостатка времени. Помимо оплаты за саму программу обучения обязательно надо иметь средства на проживание, питание, проезд и конечно отдых. Затраты во время первого года обучения обычно выше, так как все привыкают к новому окружению и образу жизни по-разному.
Британский подход к обучению часто становится «шоком» для студентов, впервые столкнувшихся с этой системой. В британских ВУЗах большую часть времени студенты занимаются самостоятельной работой - подгтовкой к практическим занятиям, написанием курсовых и рефератов, индивидуальных и групповых презентаций. Такой график может изначально расслабить студентов из бывших Советских государств, что в конечном итоге может привести к пропуску строгих сроков сдачи курсовых или стрессу во время подготовки к экзаменам. В тоже время, если умело распорядиться свободным временем, в Великобритании есть множество возможностей заниматься интересными делами и развиваться как личность.
Студентам нужно быть готовыми к тому, что несмотря на то, что количество предметов, изучаемых в университете в течение года, ограничено утвержденным учебным планом, глубина изучения закладывается преподавателями и закрепляется студентами индивидуально. Часто лекции проводятся не только преподавателями университета, но и представителями предприятий и организаций. Все знания, полученные на лекциях, подкрепляются во время практических занятиий, а также из книг и журналов. Поэтому надо настраиваться на самостоятельную усердную работу и делать это регулярно.
В течение года знания оцениваются через письменные работы, презентации и другие формы проверки, а вот экзамены чаще всего проводятся в конце учебного года. Все экзамены (кроме разговорной речи и защит диссертаций) проходят в письменной форме и строго ограничены по времени. Списывание с печатных изданий или интернета как в курсовых, так и на экзаменах строго наказывается и может привести к отчислению из университета. В большинстве случаев преподаватели проверяют работы, не видя имен студентов. Такой подход обеспечивает объективность в оценке понимания предмета, начитанности студентов и умения критически преподнести материал.
Несмотря на большое количество информации, предоставляемой студентам, и поддержке со стороны различных служб университетов, студентам самим нужно прилагать усилия по поиску работы. Большинство студентов совмещают учебу с работой, и это позволяет накопить нужный опыт и умение вращаться в деловой среде. Отмечено, что те студены, которые проходят практику на предприятиях (летом или в во время gap-year), добиваются более высоких результатов, пишут лучшие диссертации и быстрее находят работу. Тем не менее необходимо мудро распоряжаться и временем и силами, чтобы учеба не пострадала. Также необходимо развивать и поддерживать круг общения. Конечно это не сразу и не автоматически, что приехав в страну, все находят друзей. Но надо настраиваться, что все вопросы разрешаются намного быстрее и менее болезненно, если человек не замыкается в себе, а открыт к контакту.
Студентам нужно быть готовыми к тому, что несмотря на то, что количество предметов, изучаемых в университете в течение года, ограничено утвержденным учебным планом, глубина изучения закладывается преподавателями и закрепляется студентами индивидуально. Часто лекции проводятся не только преподавателями университета, но и представителями предприятий и организаций. Все знания, полученные на лекциях, подкрепляются во время практических занятиий, а также из книг и журналов. Поэтому надо настраиваться на самостоятельную усердную работу и делать это регулярно.
В течение года знания оцениваются через письменные работы, презентации и другие формы проверки, а вот экзамены чаще всего проводятся в конце учебного года. Все экзамены (кроме разговорной речи и защит диссертаций) проходят в письменной форме и строго ограничены по времени. Списывание с печатных изданий или интернета как в курсовых, так и на экзаменах строго наказывается и может привести к отчислению из университета. В большинстве случаев преподаватели проверяют работы, не видя имен студентов. Такой подход обеспечивает объективность в оценке понимания предмета, начитанности студентов и умения критически преподнести материал.
Я бы очень посоветовала приобрести учебники по основным предметам для тех, кто едет обучаться на программмы баколавриата. Студентам-магистрантам очень полезно записаться в Британскую библиотеку, так как большинство предметов в магистратуре построены на материалах опубликованных в периодических изданиях и академических журналах.
Для большей уверенности в правильности выбора обучения в Великобритании, можно подумать и зарегистрироваться в летний колледж, foundation или pre-Master’s программaх. Это поможет оценить уровень подготовки, попробовать пожить в новых условиях и в конечном итоге поспособствовать лучшим результатам. Многие пытаются перенести ответсвенность за успех студентов на преподавателей. Тем не менее результаты и успех глубоко индивидуальны и будут зависеть от того, сколько человек готов приложить усилий и времени.
Успехов,
Доктор Анна Юрьевна Яковенко
Гринвичский университет
Лондон, Великобритания